Методы эмпирического и теоретического
уровней научного познания, их взаимосвязь. Формы научного познания: проблема,
гипотеза, теория.
Специфика научного познания:
1) особый набор объектов познания (сущность предметов и явлений)
2) особый язык (понятийный аппарат и символы)
3) особые методы и формы познания
4) особая организация познавательной деятельности (планомерность, системность)
5) особый критерий научного знания (теоретическая обоснованность и практическое подтверждение)
Эмпирический уровень научного познания:
Тесно связан с практической деятельностью людей. Главная цель – сбор фактов, их первичная систематизация и классификация.
Теоретический уровень научного познания – обобщение, анализ и выявление закономерностей в совокупности фактов, полученных на эмпирическом уровне.
Цель – выработка систематизированного обобщенного и логически обоснованного знания об изучаемых объектах.
Методы эмпирического научного познания
1) Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие объекта познания без вмешательства в его существование и последующая фиксация результатов. В науке: прямое и опосредованное.
2) Измерение – определение отношения одной измеряемой величины к другой, взятой в качестве эталона
3) Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии предметов по какому либо признаку или их совокупности
4) Эксперимент – метод познания, при котором явление изучается в контролируемых и управляемых условиях. Виды эксперимента – предметный и мысленный
Методы теоретического познания:
1) Абстрагирование – метод отвлечения от каких-либо свойств объекта с целью углубленного изучения его сущностей
2) Анализ – процесс мысленного идеального разделения предметов на составные части и изучение их по отдельности
3) Синтез – соединение выделенных в ходе анализа сторонних свойств и признаков объектов в единое целое
4) Индукция – метод восхождения от конкретного к абстрактному, от частного к общему.
5) Дедукция – метод восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному.
6) Моделирование – метод изучения не самого объекта, а его аналога и перенесение полученных результатов по особым правилам на сам объект
Формы научного познания:
1) Проблема – это знание о незнании, т.е. комплект вопросов о какой либо области познания
2) Гипотеза – научное обоснование предположение, исходящее из фактов и имеющее своей целью решение научной проблемы.
3) Теория – система знаний, описывающих и объясняющих определенную совокупность явлений, и сводящее все открытые в данной области законы к единому основанию
4) Концепция – способ понимания объекта или явления, руководящий идею его систематизированного изучения