Вторник, 21.05.2024, 12:06
Приветствую Вас, Гость

Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания, их взаимосвязь. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория.


Специфика научного познания:

1)     особый набор объектов познания (сущность предметов и явлений)

2)     особый язык (понятийный аппарат и символы)

3)     особые методы и формы познания

4)     особая организация познавательной деятельности (планомерность, системность)

5)     особый критерий научного знания (теоретическая обоснованность и практическое подтверждение)

 

Эмпирический уровень научного познания:

Тесно связан с практической деятельностью людей. Главная цель – сбор фактов, их первичная систематизация и классификация.

Теоретический уровень научного познания – обобщение, анализ и выявление закономерностей в совокупности фактов, полученных на эмпирическом уровне.

Цель – выработка систематизированного обобщенного и логически обоснованного знания об изучаемых объектах.

 

Методы эмпирического научного познания

1)      Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие объекта познания без вмешательства в его существование и последующая фиксация результатов. В науке: прямое и опосредованное.

2)      Измерение – определение отношения одной измеряемой величины к другой, взятой в качестве эталона

3)      Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии предметов по какому либо признаку или их совокупности

4)      Эксперимент – метод познания, при котором явление изучается в контролируемых и управляемых условиях. Виды эксперимента – предметный и мысленный

 

Методы теоретического познания:

1)      Абстрагирование – метод отвлечения от каких-либо свойств объекта с целью углубленного изучения его сущностей

2)      Анализ – процесс мысленного идеального разделения предметов на составные части и изучение их по отдельности

3)      Синтез – соединение выделенных в ходе анализа сторонних свойств и признаков объектов в единое целое

4)      Индукция – метод восхождения от конкретного к абстрактному, от частного к общему.

5)      Дедукция – метод восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

6)      Моделирование – метод изучения не самого объекта, а его аналога и перенесение полученных результатов по особым правилам на сам объект

 

Формы научного познания:

1)      Проблема – это знание о незнании, т.е. комплект вопросов о какой либо области познания

2)      Гипотеза – научное обоснование предположение, исходящее из фактов и имеющее своей целью решение научной проблемы.

3)      Теория – система знаний, описывающих и объясняющих определенную совокупность явлений, и сводящее все открытые в данной области законы к единому основанию

4)      Концепция – способ понимания объекта или явления, руководящий идею его систематизированного изучения