Позитивизм и его разновидности
Сам
"термин "позитивизм" происходит от лат. positivus -
положительный. Современный позитивизм или неопозитивизм представляет собой
третью разновидность, а точнее - третью волну позитивизма.
Появление
первой связано с именами французского философа О. Конта (1798-1857) и англичан
Д. С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903). Вторая историческая
разновидность позитивизма связана с работами Э. Маха и Р. Авенариуса. Наконец,
третья волна позитивизма - неопозитивизм и постпозитивизм, истоки которого
относятся к началу ХХ века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего
времени.
Логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том, чтобы наблюдать, описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории.
Всех неопозитивистов объединяют след положения:
1. негативное отношение к метафизике (ложное учение, не имеющего ценности)
2. культ науки (философия д б заменена науками в результате логического анализа языка)
3. утверждение эмпиризма (лишь эмпирическое знание является ценным для научного познания)
4. критерий научности знания – верификация (все предложения, которые не были подвержены эмпирической проверке, не имеют значения - бессмысленны)
5. физикализм (язык физики должен стать универсальным языком науки)
Постпозитивизм. Начало постпозитивизма связывают с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия». Общие черты этого направления ослабление внимания к проблемам формальной логики и роста научного знания. Рационализм в понимании представителей данного направления – особая норма поведения ученого, кот при обосновании научных выводов не должен бояться никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм предполагает открытость для критики. Рационализм включает в себя принцип фальсификации. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы.
В области социальной философии Поппер выступил против такого подхода в развитии общества, кот он называл историцизмом. Историцизм видит гл задачу соц наук в историческом предсказании. С точки зрения Поппера, в обществе нет никаких объективных законов развития, поэтому и нет возможности социального прогнозирования.
В разработку постпозитивистской теории внес свой вклад Кун. Особенность развития науки по Куну состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определенные исторические периоды способа деятельности научного сообщества. Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Смена одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию.