Пятница, 17.05.2024, 04:27
Приветствую Вас, Гость

Вопросы теории познания и этики в учении Канта.


В формировании кантовских идей выделяют два периода: «докритический» и «критический».

«Докритический» период отмечен работой естественно-научного характера. Кант формулирует гипотезу о возникновении солнечной системы из некой распыленной материи под воздействием природных сил. Он исключает идею сотворения мира, пытается сформировать эволюционную модель мироздания. Но на многие вопросы средствами естественных наук найти ответа нельзя. Эти проблемы принято считать «метафизическими».

В «критический» период Кант пытается реформировать философию. Задачи обновленной философии Кант формулирует в виде вопросов:

- Что я могу знать? («Критика чистого разума»)

- Что я должен делать? («Критика практического разума»)

- На что я могу надеяться? («Религия в пределах только разума»)

Кант строит свою гносеологическую систему. По этой системе у человека три познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Чувственность – познание мира с помощью ощущений. Рассудок – способность логического мышления. Рассудок с внешним миром не связан, он опирается на мысли чувства.

Характеристики, которые нельзя отнести ни к какому ощущению – пространство и время (априорные). Априорными он называет формы познавательной деятельности, которые «встроены» в человеческий механизм познания. Существуют вещи, научное знание о которых невозможно. Это Бог, душа, свобода и т.д. Это область третьей познавательной способности человека – разум. Разум ведет себя так, как будто он познаваем.

Суть научного познания заключается не в пассивном созерцании предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, которые только и могут быть предметом науки.

Этика Канта

Этика – учение о морали. Если этика возможна как наука, то ее моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер. Но в опыте этого достичь нельзя, значит требования морали – априорны. Кант говорит, что нужно поступать так, чтобы ты всегда относился к человечеству, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Это объективный принцип нравственности. Субъективным принципом нравственности, т.е. мотивом нравственного поведения, является долг. Долгом Кант считает необходимость действия исключительно из уважения к нравственному закону. Кант отделяет действия ради долга от действий сообразно долгу.

Любовь матери к своему ребенку, увлечение искусством – социально одобряемые формы поведения. Поступок во имя долга (а не ради удовольствия, счастья) может быть назван нравственным.