Пятница, 17.05.2024, 15:27
Приветствую Вас, Гость

Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия Ф. Аквинского. 


Наиболее ярким представителем этого периода являлся Фома Аквинский. Он родился в Италии в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал преподавателем философии.

Важнейшая его заслуга – разработка проблемы соотношения религии и науки, веры и разума. Учения включало в себя следующие положения:

Сходства между методами познания  с помощью веры и с помощью разума:

1.                       и вера и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир;

2.                       оба метода познания – вера и разум – не исключают, а дополняют друг друга;

3.                       оба источника наших знаний созданы Богом и потому имеют один право на существование

Различия:

1.           вера принимает истину о существовании Бога-творца, основываясь на желании, воле, эмоциональном переживании;

2.           разум постоянно колеблется, сомневается в правильности добытых истин.

Вера выше разума.  Гл внимание Аквинский уделял  рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога.

Особенность периода – спор об универсалиях. Спор привел к формированию 2-х позиций: 1) номинализм - позиция, полагающая, что универсалии существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. Хотя номинализм по своему основному содержанию оставался еще религиозным учением, тем не менее его появление уже предвещало новый этап противостояния религиозной и научной философии, идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма. Номинализм – предвестник философии Нового времени. Впервые идеи номинализма изложил Иоганн Росцелин.

2) реализм - позиция, считающая, что наиболее значимыми являются не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности.