Средневековая философия: период патристики.
Философия Августина
1-7 вв. На этом этапе происходит оформление
христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы
Платона. Крупнейшим философом периода патристики был Августин Аврелий, причисленный
католической церковью за свои услуги перед нею к лику святых. Гл заслуга
Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда: «Исповедь»
и «О граде Божьем». В центре его внимания – проблемы бытия, исторического
прогресса и человеческой личности. По его мнению, Бог не только упорядочил,
организовал мир, как это представлялось Платону, из уже имевшейся вечной,
первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог
сотворил не только мир, но и его свойства, в том числе и время, которого не
было до создания мира.
Большое место в философии Августина заняли и
проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа человека, по его
мнению, двойственна. Главная способность
человеческого духа – его способность верить в Бога.
Другая духовная ценность – разум, мышление, с помощью которого чел способен
познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но
сам истины найти не может.
Ценность антропологической концепции Августина
состоит в том, что в ней впервые было четко сказано о равенстве людей, об
уникальных способностях и возможностях чел и о его ответственности перед Богом
и другими людьми за свои дела.
Духовное наследие отцов церкви получило название патристика (padre - отец). В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль:
1) положили конец античной философии;
2) положили начало средневековой философии.
Патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение.
Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах писания, брали из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса.
На место политеизма приходит моноистический принцип: есть только одно начало - Бог, все остальное - его творения. Подлинным бытием обладает только Бог, которому и приписываются языческие атрибуты божеств: вечен, неизменно справедлив и прочее.