Становление и развитие философской мысли на
Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.
Философская мысль на Востоке зарождается в 6-5 вв.
до н.э. Философией занималось высшее сословие. Главное познать себя, а не
природу. Нет смысла менять мир, надо менять себя. Носит созерцательный
характер. В основе интуитивный тип познания. Материальные ценности вторичны. Главная
цель жизни - развитие. Человеческое существование исполнено страданий, но можно
выйти из страданий, приобрести полное счастье. Культ учителя, книги играют
вторичную роль.
Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель –
индийский принц - Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды.
Особенность этого учения – этико-практическая направленность. В основе буддизма
«четыре благородные истины»:
1) существование человека от рождения до смерти
неразрывно связано со страданием
2) существует причины страдания, которой явл жажда,
ведущая через радости к перерождению
3) сущ освобождение от страдания, устранение причин
страдания (устранение жажды)
4) сущ путь, ведущий к освобождению от страданий, кот
отвергает как жизнь так и путь самоистязания.
Ключевые понятия Буддийской философии:
1) Сансара - поток перерождений. Происходит
вследствие кармы.
2) Карма - причинно-следственный закон, суть
которого заключается в том, что каждая мысль, слово или действие обязательно
имеют свое последствие: позитивная или негативная (проблемы др. людям => к
самому)
3) Нирвана - состояние противоположное сансаре,
такое существование, в котором достигнута высшая мудрость и чистота, состояние
высшего блаженства
Конфуцианство - одно из наиболее важных направлений развития
китайской философии. Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.). В центре его
учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций
главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека –
«благородного мужа».
Основное требование, предъявляемое к благородному
мужу, - жэнь. Жэнь переводится по-разному – доброта, гуманность, милосердие,
человеколюбие, человечность. Основой жэнь выступает сяо. Сяо означает сыновнюю
почтительность, уважение к родителям и старшим. Большое значение в воспитании имеет концепция «исправления
имен»: все вещи должны быть приведены в соответствие с их названиями. Если
имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не
завершаются успехом. Конфуций не разъединяет слово и дело, а рассматривает их в
единстве.
Даосизм - важнейшая философская школа в Китае, возникшая
во второй половине 1 тыс. до н.э. Основатель – Лао-цзы. В центре учения –
категория дао. Дао – невидимый всеобщий естественный закон природы, чел
общества, поведения и мышления индивида. Дао неотделим от материального мира и
управляет им. В учении дао обнаруживаются элементы диалектики: дао – пусто и
одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится,
но одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни
конца и т.д.. Одна из главных категорий даосизма – бездействие. Лао-цзы
отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе. Главный
принцип поведения личности – сохранение «меры вещей». Именно недеяние приводит
к счастью, полной свободе. Отсюда мудрый правитель следует дао, ничего не
предпринимая, чтобы управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе
само собой воцаряется порядок и гармония. В дао все равны между собой – знатный
и раб, урод и красавец, богатый и бедный и т.д.