Пятница, 17.05.2024, 20:52
Приветствую Вас, Гость

Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.


Философская мысль на Востоке зарождается в 6-5 вв. до н.э. Философией занималось высшее сословие. Главное познать себя, а не природу. Нет смысла менять мир, надо менять себя. Носит созерцательный характер. В основе интуитивный тип познания. Материальные ценности вторичны. Главная цель жизни - развитие. Человеческое существование исполнено страданий, но можно выйти из страданий, приобрести полное счастье. Культ учителя, книги играют вторичную роль.

Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель – индийский принц - Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Особенность этого учения – этико-практическая направленность. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1)      существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием

2)      существует причины страдания, которой явл жажда, ведущая через радости к перерождению

3)      сущ освобождение от страдания, устранение причин страдания (устранение жажды)

4)      сущ путь, ведущий к освобождению от страданий, кот отвергает как жизнь так и путь самоистязания.

Ключевые понятия Буддийской философии:

1) Сансара - поток перерождений. Происходит вследствие кармы.

2) Карма - причинно-следственный закон, суть которого заключается в том, что каждая мысль, слово или действие обязательно имеют свое последствие: позитивная или негативная (проблемы др. людям => к самому) 

3) Нирвана - состояние противоположное сансаре, такое существование, в котором достигнута высшая мудрость и чистота, состояние высшего блаженства

 

Конфуцианство - одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.). В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека – «благородного мужа».

Основное требование, предъявляемое к благородному мужу, - жэнь. Жэнь переводится по-разному – доброта, гуманность, милосердие, человеколюбие, человечность. Основой жэнь выступает сяо. Сяо означает сыновнюю почтительность, уважение к родителям и старшим. Большое значение в  воспитании имеет концепция «исправления имен»: все вещи должны быть приведены в соответствие с их названиями. Если имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом. Конфуций не разъединяет слово и дело, а рассматривает их в единстве.

 

Даосизм - важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй половине 1 тыс. до н.э. Основатель – Лао-цзы. В центре учения – категория дао. Дао – невидимый всеобщий естественный закон природы, чел общества, поведения и мышления индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. В учении дао обнаруживаются элементы диалектики: дао – пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает все; покоится, но одновременно движется; оно само для себя начало, но у него нет ни начала, ни конца и т.д.. Одна из главных категорий даосизма – бездействие. Лао-цзы отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе. Главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей». Именно недеяние приводит к счастью, полной свободе. Отсюда мудрый правитель следует дао, ничего не предпринимая, чтобы управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония. В дао все равны между собой – знатный и раб, урод и красавец, богатый и бедный и т.д.