Воскресенье, 22.12.2024, 20:22
Приветствую Вас, Гость

 История мореходства


В древние века Черное море называлось «Понт Эвксинский». Эти слова по – древнегречески означают «гостеприимное море». Такое название дали Черному морю вовсе не потому, что оно было спокойным и обещало безопасное плавание. Наоборот, оно было бурным, опасным, грозным в непогоду. Но на берегах его, южных, восточных и северных, сначала древние греки, затем римляне и византийцы захватили много удобных территорий и основали на них свои колонии и крепости. Вот почему назвали они бурное море гостеприимным.

Но даже в своих крепостях захватчики не чувствовали себя в безопаснocти.  Хорошо знали византийцы, что на северном побережье «гостеприимного» моря, между двумя широкими полноводными реками (Дунаем и Доном), с незапамятных времен живет многочисленное и сильное славянское племя – анты. Были они смелыми воинами, искусными, неустрашимыми и опытными мореходами.
Из летописей знали византийцы и о том, что боевые корабли антов еще в VII веке много раз пересекали Черное море, прорывались через проливы в Эгейское и Средиземное моря. Эти морские походы были победоносными, и далеко разнеслась слава об антах, о народе -мореходе, непреодолимом в нападении и упорном в обороне. Не раз приходилось византийским императорам просить вождей антов о помощи в их борьбе против арабов. Ант Доброгаст по просьбе византийцев даже командовал их флотом.
Вот почему всегда настороже, всегда в тревоге были византийцы в своих крепостях на захваченных берегах чужого моря. А в конце VIII века донеслась до них весть: отдельные племена славян слились в единое государство – Русь; столица его – город Киев. И скоро убедились византийцы, что народ этого государства, русы – потомки антов, трудолюбивые земледельцы и мирные торговые люди, унаследовали от своих предков и искусство судостроения и смелый дух отважных мореходов.
По широкой полноводной реке (византийцы называли ее Борисфен, а русские Днепр), преодолевая бурные пороги, спускались они к морю. Там, у устья реки, снаряжали русские моряки свои суда – лодьи, которые вмещали десятки воинов, много товаров, запасы пищи и воды.
На этих судах русские мореходы пересекали море, высаживались на его южных берегах и даже в Константинополе, доставляли свои товары, и вели мирный торг с византийцами. Но не пожелали заносчивые византийцы вести с русскими равный, честный торг; много обид и притеснений приходилось переносить русским гостям.
И тогда обрушился на византийцев справедливый гнев мирного, но сильного народа.
Еще в конце VIII столетия русский князь Бравлин на своих кораблях совершил морской поход от устья Днепра до Керченского пролива и овладел византийскими колониями в районе Керчи. А в 842 г. русские лодьи пересекли море в южном направлении и разгромили византийцев у берегов Пропонтиды, области, расположенной на северном побережье Малой Азии. Еще через 18 лет 200 русских боевых лодий неожиданно появились в проливе Босфор под стенами Константинополя и заставили византийцев заключить договор «мира и любви».
Многочисленные морские походы и торговые плавания русских по этому морю привели к тому, что народы Европы и Азии все чаще стали называть его Русским морем.
И все же продолжали византийцы притеснять русских, чинить над ними всяческие насилия. Поэтому еще в княжение Олега (в 907 г.) большое количество русских кораблей с многими тысячами воинов еще раз пересекли Черное море. Не забыли византийцы последнего русского похода и загородили вход в Босфор железной цепью. Тогда русские мореходы и воины высадились на берегу моря севернее Босфора. Они вытащили свои корабли на берег, поставили их на колеса (вероятнее всего – на катки) и подняли паруса. Попутный ветер подгонял корабли, помогал передвигать их к стенам Константинополя.
Византийцы даже не осмелились выступить, против войска Олега и согласились уплатить большую дань. Легенда гласит, что в знак победы и примирения – по обычаю тех времен – Олег прибил свой щит к воротам Константинополя (русские называли этот город Царьградом).